СИНТЕЗ – коллективная выставка финалистов конкурса российских медиахудожников, который «Цифергауз» провел в 2022 году. Проект дал возможность молодым талантливым авторам заявить о себе и с помощью новейших технологических решений и оборудования галереи реализовать свои идеи. Из почти 100 художников, приславших заявки на конкурс, международный экспертный совет выбрал шестерых победителей, чьи работы и были объединены в итоговую экспозицию.
Конкурс галереи показал, что начинающие художники смело обращаются к теме взаимодействия человека с природой, размышляют об искусстве в эпоху скоростного распространения информации и экспериментируют с синтезом физических объектов и медиатехнологий.
Пространство галереи разделено на залы, посвященные каждому из финалистов: взаимосвязи нескольких форм жизни от Анастасии Конюховой, воссозданный лес Полины Лимье, завораживающий взгляд на мир Артема Мороза, движение света Виктора Полякова, дополненная реальность Кирилла Рейва и светоцветовые пейзажи Василиссы Саврасовой.
АРТЁМ МОРОЗ «ГЕНЕРАТИВНЫЙ ГЛАЗ»
Диджитал-художник Артём Мороз занимается генеративным искусством и аудиовизуальными исследованиями. Области его интереса: алгоритмы, генеративная графика, кинект, AR/VR, блокчейн-технологии, метавселенная. Фокус художественной практики Артёма всегда направлен на источник и принципы формирования природного или материального объекта. Диалог строится в попытке передать красоту строения природных элементов и проникнуться к ней уважением.
В рамках конкурса российских медиахудожников Артём Мороз разработал динамическую инсталляцию ГЕНЕРАТИВНЫЙ ГЛАЗ. Это манифест о красоте образов и глубине взглядов и воззрений. Инсталляция «видит» каждого посетителя и динамично меняется, напрямую отражая индивидуальность образа зрителя. Алгоритм ежесекундно обрабатывает более 16 000 полигонов для создания особой фактуры, цвета и динамики. В природе неповторимое сочетание генов рождает уникальную радужную оболочку глаз, а генеративные алгоритмы создают различные вариации вселенных центрального зала галереи.
ВАСИЛИССА САВРАСОВА «ПЕЙЗАЖ В ТРОИЧНОМ ВРЕМЕНИ»
Живописец, скульптор и медиахудожник Василисса Саврасова в своей практике стремится уловить звучание первичного смысла вещей. Живопись, аудиовизуальный ряд и светоцветовые скульптуры передают художественный замысел через материю, форму и свет. Художница выстраивает пространства, где границы предметов и форм исчезают, а время разворачивается в визуально воспринимаемые структуры.
ПЕЙЗАЖ В ТРОИЧНОМ ВРЕМЕНИ – новый проект художницы, созданный в рамках конкурса галереи «Цифергауз», представляет мистический пейзаж, происходящий одновременно в трех временах: времени созерцателя, абсолютном времени и времени материи. Синтез этих взаимопроникающих явлений позволяет осознать происходящие в человеке переживания и многомерность пейзажа его собственной жизни.
АНАСТАСИЯ КОНЮХОВА «СИМБИОЗ»
Медиахудожник и специалист по экопросвещению Анастасия Конюхова исследует и переосмысляет формы, связанные с природой. Желание передать свои чувства и поделиться ими со зрителем вдохновляет ее на создание новых работ. В момент обнаружения нового образа Анастасия документирует свои ощущения, чтобы в дальнейшем передать их с наибольшей достоверностью. Соединяя образы между собой, художница формирует единый сторителлинг, в дальнейшем дополняемый звуковым рядом.
Идея видеопроекции и неоновой инсталляции под названием СИМБИОЗ основана на взаимосвязи трех форм жизни – водорослей, грибов и лишайников. Каждый организм обладает своей уникальной природой: водоросли – обитатели воды, грибы – обитатели земли, а благодаря симбиозу водорослей и грибов рождается новый организм – лишайники. Аудиовизуальная инсталляция, посвященная этой теме, позволит зрителям обратить свой взгляд на причудливость и разнообразие природы.
ПОЛИНА ЛИМЬЕ «АРБАРО»
Мультимедиахудожник Полина Лимье много лет занимается исследованием темы леса. Лес как экосистема, метафора, место, где все само вырастает и вытягивается в вертикали. Цитируя Данте, «земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу», лес – это обстоятельство, через которое герой должен обязательно пройти, чтобы измениться. С помощью своих работ художница предоставляет зрителю новое пространство для размышлений о проблемах экологии через новые медиа.
Тотальная инсталляция АРБАРО («лес» на эсперанто) обращается к теме будущего природы, комментируя то, как часто мы наблюдаем за живой природой через различные девайсы. Инсталляция в угловом зале галереи – отсылка к манускрипту Войнича, иллюстрированному кодексу XV века, написанному неизвестным автором на неизвестном языке с использованием неизвестного алфавита. Из 300 растений, описанных в книге, только около 30 существуют в действительности. В создании видеоконтента для проекта использованы текстуры и формы живых.
КИРИЛЛ РЕЙВ «ВЕТРОВАЛ»
Для практики медиахудожника Кирилла Рейва характерно исследование нескольких аспектов: бинарности на стыке новых технологий и сбоев гаджетов (глитчей) как инструмента создания новой эстетики, фрактала, авангардного подхода к цвету и форме и образа аватара — человека-создателя нового цифрового мира.
Тема инсталляции ВЕТРОВАЛ, созданной в рамках конкурса галереи «Цифергауз», – преодоление пространства и времени, своеобразное цифровое впечатление. Проводником для Кирилла является человек, с которым он никогда не встречался в реальности, они работали в режиме онлайн. ВЕТРОВАЛ раскрывает тему новой гибридной реальности, в которой происходит максимальное сокращение времени и пространства.
ВИКТОР ПОЛЯКОВ «ФЛУКТУАЦИЯ»
Фокус внимания автора инсталляций и кинетических скульптур Виктора Полякова направлен на диапазон тем от космологии до астрофизики. Его увлекают различные философские направления, тема «темной экологии», заданная Тимоти Мортоном. Эта концепция предлагает стереть грань между природой и человеком и вновь оказаться в роли исследователя.
Динамические волновые структуры, разложенные на спектр, создают тотальную световую инсталляцию ФЛУКТУАЦИЯ, предложенную Виктором в рамках конкурса российских медиахудожников. Художник использует «аналоговые» медиа – воду, движение, спектральные световые потоки для конструирования несвойственных для живой природы явлений. Так возникает своего рода пульсация на стыке симуляции естественных явлений и явной рукотворности светотеневых эффектов.