Работа вдохновлена одним из наиболее известных психологических тестов, разработанных в 1921 году швейцарским психиатром Роршахом. Испытуемому предлагается интерпретировать абстрактное изображение похожее на чернильное пятно симметричной формы. Если для психиатра это метод диагностики, то для художника – способ задействовать нашу способность переводить абстракцию в содержание, в связное повествование. Оурслер не часто использует абстрактные изображения, однако полагает, что описанный выше процесс интерпретации и составляет суть художественного творчества. «РеВер» – это тест Роршаха помноженный на неисчерпаемые творческие возможности человека, каждого зрителя.
ГИПНОЗ
«Гипноз» – новейшая из работ Оурслера на выставке, создана в сотрудничестве с историком искусства Паскалем Руссо. Исследуя гипнотическое влияние, которое оказывают на нас современные медиа, художник пришел к изучению самого гипноза – самобытного явления, которое оформилось в конце XVIII века. В этой работе гипнотическая спираль перемежается с видеозарисовками в стиле раннего кинематографа и нью-йоркского андеграунда 1980-х. Используя образы сомнамбулы, блуждающего моряка, магнетизера галантного века, современников, уносимых информационным потоком, художник воссоздает историю гипноза от «животного магнетизма» Франца Антона Месмера до современной цифровой культуры.
ВОЗДУШНЫЙ ТКАЦКИЙ СТАНОК
Название второй части инсталляции «Гипноз» отсылает к фантазиям Джеймса Тилли Мэтьюза – лондонского торговца чаем, который полагал, что некая шайка злодеев расстраивает его здоровье с помощью «воздушного ткацкого станка». Помимо подробного описания, он создал чертеж этого станка, который используется в видеоряде. В видениях душевнобольного англичанина отразилась актуальная повестка рубежа XVIII-XIX веков – увлечение магнетизмом и политические теории заговора, индустриальная революция и опасности большого города. Визуализируя историю Мэтьюза, художник обнаруживает связь между эпохами больших перемен.
КАРИКАТУРЫ
В 2003 году, в период повального увлечения интернет-питомцами в Японии, Оурслера заинтересовала тема искусственных друзей. Он задался вопросом: как возникает эмпатия между машиной и человеком, и как эта связь может развиваться в цифровой среде? Художник решил создать несколько цифровых питомцев. Взяв карикатуру как отправную точку Оурслер задействовал целый ряд визуальных образов – от смайлика, придуманного Харви Боллом еще в 1969 году, до японских манга. Одних существ он наделил своими глазами и ртом, для других позаимствовал глаза и губы своих друзей; отсутствует только нос – ведь в цифровой среде обоняние ни к чему. «Карикатуры» привлекают внимание не только своей гротескной внешностью, они обращаются к зрителю так же, как мы обращаемся к своим питомцам, для чего Оурслер специально наблюдал, как люди взаимодействуют с домашними животными.
ОБСКУРА
«Обскура» – это многолетний проект Оурслера, в котором он исследует наше зрительное восприятие. В увеличенном изображении глаз запечатлено потребление визуальной поп-культуры – художник фиксирует реакцию людей, которые смотрят на экраны смартфонов, компьютеров, телевизоров и кинотеатров. Каждый элемент этой масштабной инсталляции содержит подсказку: на роговице видны крошечные отражения того, на чем сфокусирован глаз. Подобные подсказки содержатся и в звуковой дорожке. Название работы отсылает к камере обскура – первой технологии, позволяющей получать оптическое изображение.
25 ГОЛОВ
«25 голов» – это размышление о технологиях и идентичности. Первая технология мгновенной связи на больших расстояниях, телеграф, появилась еще в середине XIX века. Она позволяла со скоростью электрического сигнала передавать слова человека, как часть его идентичности. С тех пор технологии шагнули далеко вперед, и сегодня мы передаем не только слова, но и изображения. Получив возможность транслировать себя на весь мир, мы расширяем свою идентичность за счет технологий. Эту идею Оурслер передает через одноликие образы, которые произносят различные тексты. Для каждой из 25 голов инсталляции художник написал поэтичные строки об идентичности и технологиях. Звук особенно важен для этой работы, поскольку, наблюдая марево из говорящих одновременно лиц, мы понимаем, что сконцентрироваться можно лишь на том, что говорит один человек.
БЛОК 2,4,6
Название этой многофигурной и многозначной инсталляции художник позаимствовал у психолога Питера Уотсона. В ходе эксперимента Уотсон просил испытуемых объяснить, согласно какому правилу составлен порядок 2,4,6. Среди множества теорий было лишь несколько правильных ответов – это числа в порядке возрастания. Эксперимент наглядно демонстрирует такое явления психологии, как предвзятость восприятия, когда факты окружающего мира мы рассматриваем через блок собственных предубеждений и заранее сформированного мнения. «Блок 2,4,6» – это высказывание о предвзятости, которую можно проследить во всякой точке зрения.